воскресенье, 13 августа 2023 г.

Современная связь на РЖД




Вопрос из аудитории:    Как

ие виды связи применяются на железнодорожном транспорте?
Согласно ФЗ «Об информации» - информационные технологии – это технологии, реализующие информационные процессы «в том числе с использованием средств связи». Таким образом, в сущности, средства связи – это средства реализации информационных процессов. Если дать более развернутое легальное определение (согласно ФЗ «О связи»):




 Средства связи - это технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи. Большинство средств связи работает нынче на базе компьютеров. Виды средств связи: 1) По принципу передачи волн: - Проводная связь – кабель, оптоволокно. - Беспроводная связь – конвенциональная радиосвязь реализуется радиостанциями, которые не объединены в единую систему управления. - Транкинговая связь – это связь, основанная на развитии конвенциональной связи, направленная на поддержание работы группы абонентов на одной частоте. Осуществляется это на основе принципа транкирования, то есть предоставления свободного канала из совокупности каналов и принципа иерархизации и диспетчеризации структуры. Например, любая телефонная сеть. - Пейджинговая связь – ныне мало развита, но существует. Система индивидуального радиовызова. Сейчас в рамках этой системы можно передавать довольно большие объемы текстовой и графической информации. - Бесшнуровая телефония. Это группа радиотелефонных систем которая объединяет комнатные радиоусилители и удлинители дальнего радиуса действия и офисные АТС. - Сотовая связь, а также спутниковая связь. Отличие спутниковой – в том, что помимо наземных станций передач – есть также низкоорбитальный спутник, обеспечивающий передачу сигнала. Источник: https://center-yf.ru/data/stat/sredstva-svyazi.php Кроме проводной связи, на железных дорогах используется также радиосвязь: станционная — для обеспечения двухсторонней связи при ведении служебных переговоров между работниками на железнодорожной станции посредством радиопереговорных устройств;[1]Для передачи информации на железнодорожном транспорте используют проводную (телефон, телеграф, телетайп) и беспроводную (радио-, радиорелейную и спутниковую) связь.Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 г. № 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности" установлено, что технические средства связи, приема и передачи информации, которые установлены и эксплуатируются на транспорте, должны обеспечить: связь, прием и передачу информации в дуплексном режиме. Допускается использование полудуплексного режима для передачи документальной информации;вязь, прием и передачу информации в цифровом (дискретном) канале связи;возможность работы от автономного или резервного (аварийного) источника электропитания;возможность непрерывной круглосуточной работы;возможность использования протоколов гарантированной доставки информации для передачи документальной информаци



В период интенсивного раз

вития науки и техники, а также расширения международных контактов особую значимость приобретают системы связи. В современном обществе обилие средств передачи информации и поддерживания связи, размытость терминов, их обозначающих, порождает не только широту выбора, но и путаницу и хаос в структуре и качестве услуг связи и передаче информации..В цифровой линейной связи используются стационарные, носимые и возимые рации стандартов GSM-R и TetraВ аналоговой линейной связи применяются радиостанции диапазона 160 МГц, 2,13, 2,15 МГц. Зонная. Используется в пределах железнодорожной станции или перегона. Виды связи и их назначение


Локомотивно-стационарная радиостанция РВС-1Радиостанция РВС-1 предназначена для работы в сетях поездной (ПРС), ремонтно-оперативной (РОРС-Л) и станционной (СРС) радиосвязи на железнодорожном транспорте в качестве локомотивной или стационарной радиостанции KB и УКВ диапазонов.. Назначение описание: Электрические параметры и характеристики радиостанции обеспечивают совместную работу с эксплуатируемыми на сети железных дорог радиосредствами. Стационарный вариант обеспечивает совместную работу с аппаратурой оперативно-технологической связи (ОТС) по каналам НЧ и ТЧ с существующими распорядительными станциями типа СР-34 или СР-234М и распорядительными станциями цифровых систем связи DX-500ЖT, KCM-400, «Обь-128».Для информатизации производственных процессов необходим широкий спектр программно-аппаратных средств, в том числе вычислительной техники и связи. Разные технические средства обеспечивают прием и передачу трех основных видов информации (языка, печатного текста и графики) в статике и динамике с максимальным использованием слуха, чувствительности при соприкосновениях и зрения человека. Технические средства связи обеспечивают передачу информации во внешнюю деловую среду. При этом в системе связи используются не только устройства связи, но и информационно-коммуникационные компьютеры. На предприятии, в зависимости от масштаба и особенностей производства, может использоваться от одного до нескольких тысяч компьютеров для хранения и обработки информации. .
Локомотивно-стационарная радиостанция РВС-1Радиостанция РВС-1 предназначена для работы в сетях поездной (ПРС), ремонтно-оперативной (РОРС-Л) и станционной (СРС) радиосвязи на железнодорожном транспорте в качестве локомотивной или стационарной радиостанции KB и УКВ диапазонов.. Назначение описание: Электрические параметры и характеристики радиостанции обеспечивают совместную работу с эксплуатируемыми на сети железных дорог радиосредствами. Стационарный вариант обеспечивает совместную работу с аппаратурой оперативно-технологической связи (ОТС) по каналам НЧ и ТЧ с существующими распорядительными станциями типа СР-34 или СР-234М и распорядительными станциями цифровых систем связи DX-500ЖT, KCM-400, «Обь-128».






Для информатизации производственных процессов необходим широкий спектр программно-аппаратных средств, в том числе вычислительной техники и связи. Разные технические средства обеспечивают прием и передачу трех основных видов информации (языка, печатного текста и графики) в статике и динамике с максимальным использованием слуха, чувствительности при соприкосновениях и зрения человека. Технические средства связи обеспечивают передачу информации во внешнюю деловую среду. При этом в системе связи используются не только устройства связи, но и информационно-коммуникационные компьютеры. На предприятии, в зависимости от масштаба и особенностей производства, может использоваться от одного до нескольких тысяч компьютеров для хранения и обработки информации. В цифровой линейной связи используются стационарные, носимые и возимые рации стандартов GSM-R и Tetra. В аналоговой линейной связи применяются радиостанции диапазона 160 МГц, 2,13, 2,15 МГц. Зонная. Используется в пределах железнодорожной станции или перегона. Виды связи и их назначение

Локомотивно-стационарная радиостанция РВС-1Радиостанция РВС-1 предназначена для работы в сетях поездной (ПРС), ремонтно-оперативной (РОРС-Л) и станционной (СРС) радиосвязи на железнодорожном транспорте в качестве локомотивной или стационарной радиостанции KB и УКВ диапазонов.. Назначение описание: Электрические параметры и характеристики радиостанции обеспечивают совместную работу с эксплуатируемыми на сети железных дорог радиосредствами. Стационарный вариант обеспечивает совместную работу с аппаратурой оперативно-технологической связи (ОТС) по каналам НЧ и ТЧ с существующими распорядительными станциями типа СР-34 или СР-234М и распорядительными станциями цифровых систем связи DX-500ЖT, KCM-400, «Обь-128».Для информатизации производственных процессов необходим широкий спектр программно-аппаратных средств, в том числе вычислительной техники и связи. Разные технические средства обеспечивают прием и передачу трех основных видов информации (языка, печатного текста и графики) в статике и динамике с максимальным использованием слуха, чувствительности при соприкосновениях и зрения человека. Технические средства связи обеспечивают передачу информации во внешнюю деловую среду. При этом в системе связи используются не только устройства связи, но и информационно-коммуникационные компьютеры. На предприятии, в зависимости от масштаба и особенностей производства, может использоваться от одного до нескольких тысяч компьютеров для хранения и обработки информации. 

РВС-1 может работать в симплексном режиме одновременно в диапазонах гектометровых и метровых волн.Радиостанция может управляться: с одного или двух пультов управления, каждый из которых может находиться как в непосредственной близости от радиостанции, так и быть вынесен, с распорядительной станции и по стыку ТУ-ТС.Электропитание РВС-1 осуществляется для стационарного вариантаосновной источник — сеть переменного тока напряжением 220 Врезервный источник — аккумуляторная батарея напряжением 36—72 Вдля локомотивного варианта — бортовая сеть, напряжением 35—155 В для возимого варианта — бортовая сеть, напряжением 10—32 В Ответ на странице "СЦБИСТ" в вопросах организации перевозочного процесса и управления работой железнодорожного транспорта важнейшая роль отводится системам и устройствам связи. Связь на железнодорожном транспорте стала неотъемлемой частью технологического процесса. Сети электросвязи делятся на первичные и вторичные. Первичная сеть электросвязи — совокупность сетевых узлов, сетевых станций и линий связи, образующая сеть групповых трактов и каналов передачи.  Каналы первичной сети связи предназначены для построения вторичных сетей, в состав которых входят следующие сети: телефонная общего пользования; сеть передачи данных для автоматизированной системы управления железнодорожным транспортом; оперативно-технологическая связь. Телефонная и телеграфная сети общего пользования применяют соответственно для служебных переговоров и обмена служебными телеграммами работников железнодорожного транспорта. Сеть общего пользования должна обеспечивать связь между любыми железнодорожными пунктами. Телефонная оперативно-технологическая связь предназначена для оперативного руководства и управления технологическим процессом работы железнодорожного транспорта (связь совещаний, дорожно-распорядительная, диспетчерская, постанционная, комбинированная, прямая). Сеть оперативно-технологической связи в зависимости от назначения подразделяется на магистральную (между МПС РФ и управлениями железных дорог), дорожную (в пределах одной железной дороги), отделенческую (в пределах одного отделения железной дороги), станционную (в пределах одной железнодорожной станции). В состав каждого из этих видов входят распорядительная связь и связь совещаний.


    Совещания как профессиональная школСовещания могут стать хорошей профессиональной школой для руководителей. Особенно это важно для нас сегодня, когда в холдинге «РЖД» идёт активное обновление руководящего корпуса. У нас ежегодно меняется до 25% руководителей – и у новичков ощущается недостаток опыта.  Этим руководителям совещания дают хорошую возможность учиться, в том числе и на чужих ошибках.

  • В этом смысле нужно довольно осторожно подходить к проблеме «лишних людей» на совещании. Безусловно, совещание должно касаться только причастных людей. Но селекторное совещание даёт хорошую возможность ознакомиться с опытом коллег и не повторять их ошибок, часто это просто бесценный опыт. 

  • Хотелось бы поделиться одним наблюдением. С 2001 года в Министерстве путей сообщения появилась возможность организовывать видео­конференции. Сегодня компания активно пользуется этим инструментом. Новая техника вносит свои нюансы в совещания. Видеоконференции позволили увидеть лица людей, обеспечили тем самым личный контакт между сотрудниками, разделёнными сотнями километров. Для опытного руководителя это очень важно, особенно в тех случаях, когда на совещании подводятся итоги работы и результаты отличаются от запланированных не в лучшую сторону. Мы видим эмоции на лице руководителя и того, кто даёт соответствующие объяснения. Тут сразу становится понятно, как человек относится к своей работе, к допущенным просчётам и достаточно ли в данном случае руководителю обойтись объяснением, помочь советом, высказать слова поддержки или же необходимо принять дисциплинарное решение. 

  • Не будем забывать, что совещание является ещё и одним из инструментов формирования корпоративной культуры. Конечно, на совещаниях рассматриваются разные ситуации. И руководитель всегда должен помнить, что он своим поведением подаёт личный пример для всех работников. И те нормы поведения, которые демонстрируются в том числе на совещаниях, являются образцом для тех, кто только начинает свой путь в нашей компании.

  • Как мы видим, у совещаний в нашей компании сформировался дольно обширный функционал. Мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией, когда совещания в компании превратились в универсальный рабочий инструмент, который мы, железнодорожники, пытаемся ­применить практически в любой ситуации. Думаю, если мы сможем встроить совещания в процессный подход, мы сможем более чётко определить те цели и задачи, которые могут быть решены с помощью совещаний. 
  • Работая над повышением профессионального мастерства сотрудников, вводя регламенты взаимодействия между подразделениями, повышая планку ответственности работников, мы тем самым формируем новую, более эффективную корпоративную культуру, которая повлечёт за собой иное отношение в компании и к времени в целом, и к совещаниям в частности.

  • Связь совещаний организуется для проведения оперативных совещаний руководящих работников центрального аппарата МПС с управлениями железных дорог, руководства управлений и отделений железных дорог с подчиненными им работниками подразделений транспорта.
  • Для оперативного руководства работой дорог и отделений дорог предназначена магистральная и дорожная распорядительная связь.



  • Поездная диспетчерская связь (ПДС) используется для руководства движением поездов и предоставляется в единоличное распоряжение поездному диспетчеру. По поездной диспетчерской связи можно оперативно вызвать дежурного любой станции, группы станций или одновременно дежурных всех станций участка и вести с ними двусторонние переговоры. Предусматривается также возможность вызова и переговоров с диспетчером смежного участка.

Одновременно поездной диспетчер должен иметь возможность вести переговоры с машинистами локомотивов.

Поездная межстанционная связь (МЖС) предназначена для ведения служебных переговоров по движению поездов между дежурными смежных раздельных пунктов.

Постанционная связь (ПС) необходима для служебных переговоров работников промежуточных станций (разъездов и остановочных пунктов) между собой, а также с работниками участковых станций, отделений дорог и т. д.

Поездная радиосвязь (ПРС) применяется для служебных переговоров машинистов поездных локомотивов с поездным диспетчером в пределах диспетчерского участка, с дежурными по станциям в пределах смежных перегонов, а также с машинистами других локомотивов, находящихся на одном и том же перегоне. Преимуществом радиосвязи по сравнению с проводной является то, что она дает возможность вести переговоры с работниками, находящимися в движении.Для обеспечения безопасности движения радиосвязь устанавливается у дежурных по переезду. Поездную радиосвязь устраивают в виде сочетания радио- и проводной связи (рисунок). Проводной канал организуют между диспетчерским распорядительным и раздельными пунктами (станциями), а радиоканал — между стационарными радиостанциями (т.е. радиостанциями, устанавливаемыми на станциях) и радиостанциями подвижных единиц, между радиостанциями подвижных единиц, а также между стационарными радиостанциями смежных раздельных пунктов.
Технические средства связи, приема и передачи информации, устанавливаемые на категорированных объектах транспортной инфраструктуры по видам транспорта (аэропорт, ж/д или автовокзал и др.), должны пройти обязательную сертификацию и соответствовать определенным требованиям. Статья посвящена изучению вопросов сертификации технических средств связи на транспорте, рассмотрению требований к функциональным свойствам и процедуры сертификации. 
Локомотивные радиостанции устанавливают в кабине или в машинном отделении локомотива, а пульты управления — в месте, удобном для пользования машинистом и его помощником. Стационарные радиостанции размещают в служебных помещениях дежурных по станциям, а пульт управления — на столе ДСП. Все переговоры в системе поездной радиосвязи должны документально регистрироваться с помощью специальных магнитофонов для дальнейшего контроля за регламентом ведения переговоров и анализа причин аварийных ситуаций.

Перегонная связь проектируется на участках железных дорог с автоблокировкой, а также на участках с кабельными линиями связи. Перегонная связь предназначена для ведения переговоров между работниками, находящимися на перегоне, и дежурными раздельных пунктов, ограничивающих перегон, поездным и энергодиспетчером, диспетчерами дистанций пути, сигнализации и связи.

Линейно-путевая связь (ЛПС) организуется в пределах дистанций пути и предназначена для переговоров по вопросам содержания путевого хозяйства. В канал ЛПС включают телефонные аппараты начальника дистанции пути, дорожных и мостовых мастеров, бригадиров пути и путевых обходчиков, участки которых требуют особого внимания, дежурных по переездам, а также дежурных по станциям.Энергодиспетчерская связь предназначена для оперативного руководства работой хозяйства электрификации и электроснабжения и организуется на участках с интенсивным движением поездов, оборудованных автоблокировкой, а также на всех электрифицированных участках.

Служебная диспетчерская связь применяется на участках с автоблокировкой, а также с кабельными линиями связи для служебных переговоров работников дистанций сигнализации и связи с линейными электромеханиками. В канал служебной диспетчерской связи включают: телефонные аппараты начальника и дежурного диспетчера дистанции сигнализации и связи; дежурных по станциям, включая станции, примыкающие к границам дистанции сигнализации и связи; дежурных инженеров и электромехаников СЦБ.

Ремонтно-оперативная радиосвязь предназначена для руководства ремонтными и ремонтно-восстановительными работами различного характера на перегонах грузонапряженных линий. Система радиосвязи должна обеспечивать надежную двустороннюю связь руководителя работ как с ответственными исполнителями, находящимися в зоне ремонтно-восстановительных работ, так и с машинистами локомотивов, с руководством и дежурным аппаратом соответствующей службы. Информационную телеграфную связь о подходах поездов и грузов организуют между информационным центром отделения и сортировочными станциями своего и соседних отделений, а также между информационным центром, грузовыми станциями и предприятиями-грузополучателями. На станциях для оперативного руководства технологическим процессом работы используются станционная распорядительная телефонная связь, стрелочная телефонная связь, информационная связь сортировочных станций, двусторонняя парковая связь, связь громкоговорящего оповещения, станционная радиосвязь, а также средства промышленного телевидения.  
Admin добавил 15.06.2011 в 17:19
Вы можете дополнить или изменить данную статью, нажав кнопку Редактор
Селекторные совещания
В ОАО «РЖД» исключительную роль в управленческой практике играют селекторные совещания, которые позволяют взаимодействовать с коллективами на всей сети российских железных дорог, обеспечивая безопасное и бесперебойное движение поездов по всем регионам России.
Напомню, что техническая возможность организации сетевых селекторных совещаний появилась в самом конце 40-х годов прошлого века. До этого на железнодорожном транспорте для управления производственными процессами использовалась телефонная и телеграфная связь. Селектор в техническом отношении стал прорывом, он позволил, по сути, проводить совещания в формате конференций, подключая к одной линии сразу несколько абонентов, обеспечил надёжную и качественную связь между центром и регионами. Позже это изобретение железнодорожников было востребовано различными министерствами – и речного флота, и нефтяной и газовой промышленности, и вообще всеми организациями, чьи коллективы работали в разных регионах страны, между которыми нужно было организовать оперативное взаимодействие. Селекторная связь позволяет компаниям экономить и время, и значительные финансовые средства на переезды и перелёты сотрудников, обеспечивая своевременное поступление информации и быстрое принятие решений в масштабах страны.

Формируясь на протяжении десятилетий, практика проведения селекторных совещаний впитала в себя те реалии, которые были свойственны командно-административной системе управления. В частности, в инструкциях МПС указывалось, что ключевая функция селекторов состоит в контроле «за выполнением плана перевозок, мероприятий по обеспечению безопасности движения поездов, решения хозяйственных, экономических и других вопросов, связанных с деятельностью железнодорожного транспорта». Безусловно, контролировать производственные процессы необходимо, но всегда ли рационально ради этого собирать совещания? И заслушивать по очереди доклады от всех подразделений? Возможно, было бы разумнее осуществить обратную связь с помощью других инструментов, например по электронной почте, а затем в случае необходимости провести совещание только с теми, кто не уложился в плановые показатели, чтобы выяснить причину отставания и разработать план действий для её устранения? Над этими вопросами нам нужно размышлять всем вместе. Сегодня техника позволяет пользоваться инструментами, которые в ряде случаев более эффективны, чем селекторные совещания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий